youtube facebook vk

 

 

контакты:
+7 (495) 789-28-29
info@larzh.ru
Техзаказчик
Девелопмент
Недвижимость
Главная >> Новости >> Строительство наемных домов соц. использования

Строительство наемных домов соц. использования

« Назад

15.07.2014 19:06


dost4_big
4 июля 2014 года Государственная Дума приняла в третьем чтении о правовом регулировании найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и строительства наемных домов социального использования.

По мнению замруководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Сергея Жаркова, не следует ожидать немедленных результатов от вступления в силу нового закона. Тем более не следует ждать положительных результатов. Главные недостатки документа, по мнению эксперта, заключаются в его слабой связи с реалиями жизни. А значит, открывают широкую возможность для коррупции.

Частные застройщики, которые предложат на аукционах наиболее низкий размер арендной платы за наем жилых помещений в таких домах, получат от государства земельные участки в аренду без торгов по цене земельного налога. Вместе с тем документ предусматривает и дополнительную поддержку застройщикам, например, в виде обеспечения участков инженерной инфраструктурой.

Застройщик получает землю фактически бесплатно. Это вполне во власти муниципалитета, хотя что-то подсказывает, что возникнут непредвиденные затраты на дополнительные проверки земельного кадастра и т.п. Расходы, конечно, понесет застройщик, но это копейки на фоне общей экономии.

Освобождение от затрат на подключение к коммуникациям. Городские власти, может, и рады бы предоставить такую льготу, но вот беда: своей властью они никак не могут заставить естественных монополистов подводить коммуникации к домам за собственный счет. Так что есть лукавство, значительную часть внешней инженерной инфраструктуры девелоперу все же придется взять на себя.

А если посмотреть на примерную структуру затрат на строительство с помощью специалистов? Примерно 15% – это расходы на землю, еще 15-25% – на коммуникации, 50% – на само строительство, 10% на маркетинг и рекламу и 5-7% – другие расходы, по данным директора компании «СЛАВИНВЕСТСТРОЙ» Максима Заратуйченко. Правда, он говорил о себестоимости строительства в Москве и Подмосковье, но сейчас важны не финансовые показатели, а именно структура затрат, примерно одинаковая в любом регионе.

Итак: расходы на землю условно считаем – «ноль». Коммуникации – опять же, очень условно – 5%. А вот доля в 50% на само строительство не падает, а увеличивается не меньше чем на треть, считает Сергей Жарков.

«Когда девелопер продает новостройку, в 90% случаев это состояние объекта «под чистовую отделку», – поясняет эксперт. – А если мы хотим сдавать квартиры сразу в аренду, то нужна чистовая отделка, что повышает строительные затраты примерно на 30-40%. Нужно и межкомнатные стены поставить, и двери, и сантехнику установить, и розетки развести по комнатам, и обои хоть самые дешевые поклеить, плинтусы и другие элементы декора сделать приличными. А теперь представим, что половина дома предназначена для коммерческой аренды. В этих квартирах уже не обойтись без полностью оборудованной кухни, а возможно, и без полного набора бытовой техники. Коммерческий наниматель, он, знаете ли, требователен».

Поэтому экономия на себестоимости строительства оказывается для девелопера во многом кажущейся, лукавой.

Остается еще и возможность получения кредитов под неслыханные 9% годовых. Но опять, как с коммуникациями, есть элемент лукавства. Переговоры-то с банками, наверное, будут проведены, только достигнут ли успеха? Или городские власти разведут руками: сделали все, что могли? Возможно, конечно, по команде сверху все выдерживающий Сбербанк согласится выделить средства на социальный проект.

Традиционный бизнес – построить квартиры и продать их. Кто-то остается на распроданном объекте в качестве УК, кто-то продал и забыл… Но здесь-то нужен принципиально другой бизнес. Половину арендаторов (социальных), допустим, поставляют городские власти (правда, без всякой гарантии, что те будут платить и платить вовремя). Хотя над ними как раз всегда висит дубинка – «не заплатил вовремя – покидаешь дешевое жилье». Но исключительно их платежи реально не окупят проект никогда, не то что за 13 лет.

А вести постоянный поиск клиентов-арендаторов, готовых выкладывать деньги по рыночным ставкам в доме по определению весьма экономкласса (и по соседству с малоимущими) – работа весьма сложная. И не каждое профессиональное риелторское агентство возьмется за нее. А взявшись, потребует серьезного вознаграждения.

Так что в структуре затрат придется на маркетинг предусмотреть не 10%, а все 30% доходов. И не разово, а на постоянной основе. На постоянной основе вести контроль за техническим состоянием дома – еще расходы.

http://www.irn.ru/articles/37766.html